Россия

Moscow GLA 20-40 +2% 24 2017 к 23 2017

St. Petersburg GLA 40-80 +3% 24 2017 к 23 2017

Гид по недвижимости CRE

Все новости > Гид по недвижимости CRE
23.10.2015СМИ
По данным Watcom, 40% респондентов не пользуются никакими средствами ориентирования в моллах
Текст: Алексей Князев, соучредитель Shopster, управляющий партнер Watcom Data Consulting
По данным исследований Watcom Group, проведенных в торговых центрах Москвы, почти 40% респондентов не пользуются никакими средствами ориентирования в моллах. При этом большинство посетителей хотят улучшения работы электронной навигации. 

Трудности в поисках того или иного магазина, необходимой категории товара или просто места встречи испытывают более половины опрошенных.

В век тотальной диджитализации торговый центр борется за каждого посетителя, стремясь сделать его пребывание в ТРЦ максимально комфортным, сокращая время на поиски необходимого товара. Учитывая стремительно меняющиеся тренды покупательского поведения (человек сегодня не расстается со своим гаджетом и стремится сократить время пребывания в магазине), на помощь приходят технологии. Их цель – создание персонализированной коммуникации с клиентом.

Как сделать так, чтобы потенциальный покупатель тратил минимальное время на поиск необходимого товара или услуги, при этом путь к покупке был бы максимально приятным? В этом может помочь интерактивная система навигации в торговом центре.

Используемые сегодня навигационные системы имеют ограничения из-за того, что нельзя использовать технологии GPS/ГЛОНАСС внутри здания из-за наличия массивных конструкций.

Есть дорогостоящие решения от глобальных вендоров, таких как Cisco и Juniper. Здесь «спутниками», относительно которых определяется местоположение человека, выступают Wi-Fi роутеры, а аналогом GPS-приемника – смартфоны пользователей. Но из-за дороговизны и ряда других недостатков популярность таких решений достаточно низкая. С ростом конкуренции на рынке смартфонов и развитием их функциональности проблемой индор-навигации начали заниматься и два ключевых игрока на этом рынке – Apple и Google. Пару лет назад Apple предложила для определения местоположения человека внутри помещений использовать специально создаваемую для этого на объекте инфраструктуру маячков, которые по специальному протоколу iBeacon (от англ. beacon – маяк, а эти специальные маячки называют, соответственно, бИконами) взаимодействуют со смартфонами. По силе сигналов от маячков устройство может определить и показать на экране местоположение пользователя. Google еще до Apple пробовал использовать сигналы существующих в здании Wi-Fi роутеров, но в этом году также анонсировал платформу на основе биконов.

При всех преимуществах биконов (дешевизна и энергоэффективность), при использовании их именно для задач индор-навигации в крупных объектах у них появляются и недостатки. Например, встает вопрос, как обслуживать всю эту инфраструктуру из сотен или тысяч (!) маленьких устройств, не подключенных ни к питанию, ни к сети? Если усилить сигнал, то батарейка садится быстрее, если делать сигнал послабее, то устройств нужно больше, и тогда стоимость всего проекта также вырастает.

Проект Shopster – решение, которое объединяет подход к построению системы навигации на основе биконов с использованием встроенных датчиков смартфона (гироскоп, акселерометр,

магнитометр). В основе данного подхода – соединение алгоритма маяков с алгоритмами современной робототехники, а также алгоритмов анализа искажений магнитных полей, использовавшихся в свое время советскими инженерами при создании блоков навигации баллистических ракет еще до того, как была создана GPS. Комплексность этого программно-аппаратного решения позволяет не только сделать индор-навигацию доступной по цене, но и получить дополнительный функционал.

Реализация системы

Фактически можно сказать, что первым торговым центром в России, который реализовал индор-навигацию, стал ТРЦ «Афимолл».

ТЦ «Афимолл» на момент начала проекта имел собственное мобильное приложение для платформ iOS и Android с программой лояльности и планами молла.

В задачу команды Shopster входило следующее:

  • Создать программно-аппаратный комплекс системы навигации в ТЦ.
  • Обеспечить навигацию в галереях ТЦ с автоматическим определением этажа и отклонением не более 10 метров.
  • Обеспечить навигацию на парковках ТЦ с определением этажа и зоны парковки.
  • Предоставить необходимые программные средства и помощь разработчикам мобильного приложения для внедрения системы навигации в мобильное приложение Afimall.

Для решения поставленных задач Shopster использовал целый ряд уникальных разработок. Во‐первых, вместо батареечных биконов команда разработала свое решение на базе стандартных роутеров. Их прошивка была такова, что при добавлении блютуз-адаптера они начали работать как биконы. Это решение сразу ликвидировало несколько минусов батареечных решений:

  1. Роутеры-биконы были подключены к постоянному питанию, а значит, можно было не беспокоиться о разрядке батареек и «включить» мощность на полную. Это давало возможность использовать намного меньше устройств, чем в решениях на основе батареек.
  2. Это, в свою очередь, позволило, даже несмотря на необходимые кабельные работы, сделать проект в два раза дешевле, чем предлагавшиеся проекты на батареечных биконах.
  3. Подключенные к сети роутеры позволяли удаленно отслеживать их состояние, работу, управлять идентификаторами и другими параметрами.

Во‐вторых, помимо функции биконов, роутеры Shopster позволяли собирать пассивную аналитику о перемещениях посетителей на основе отслеживания сигналов смартфонов с включенными Wi-Fi-модулями.

Александр Абрамов, разработчик системы Shopster: “Ни у кого уже не вызывает удивления использование карт «Яндекс» или Google. В ближайшем будущем такие системы будут присутствовать в каждом торговом центре, так как они удобны для пользователя и экономичны в своем решении. Ну а покупателям, конечно, хочется не терять свои машины на парковке не только в «Афимолле», а в любом торговом центре, видеть своих детей в детском магазине на экране смартфона и получать сообщения об акциях и подарках не на заграничном курорте, а непосредственно в ТЦ.”

Таких оказалось от 30 до 50 процентов от общего количества посетителей торгового центра. Это позволило понять перемещение потоков посетителей по зданию ТЦ, а также отслеживать изменение таких параметров, как длительность посещений, частота и многие другие. Все это позволяет анализировать поведение посетителей и использовать шаблоны в управлении коммуникациями с пользователями мобильного приложения.

В‐третьих, навигационная платформа была реализована так, чтобы не зависеть от качества мобильной связи в торговом центре. То есть фактически навигация может работать, что называется, «в авиарежиме», когда телефон не подключен ни к сетям Wi-Fi, ни даже к сотовой сети. Используются только встроенные датчики телефона и блютуз. Это значительно экономит батарею и делает использование приложения более комфортным.

В итоге система навигации была внедрена в приложение ТРЦ «Афимолл» и начала успешно функционировать.

Назад >