Россия

Moscow GLA 20-40 -1% 23 2017 к 22 2017

St. Petersburg GLA 40-80 -6% 23 2017 к 22 2017

Площади настроились на ожидание

Все новости > Площади настроились на ожидание
14.12.2016СМИ
В целом, в Екатеринбурге Shopping Index во втором полугодии 2016 года вырос на 1,6% по сравнению с первым полугодием.

Как сообщает УПН, за девять месяцев 2016 года объем строительства на рынке торговых центров в Екатеринбурге сократился до 96,7 тыс. кв.м, что на 40% меньше показателей аналогичного периода прошлого года. «Количество вакантных площадей за последний год выросло на 4,2% и составляет 75 тыс. кв.м (8,2% от всего объема торговых площадей). Это произошло в результате ввода новых незаполненных объектов и за счет высвобождения помещений в действующих», говорится в отчете УПН. Ставка аренды в среднем по городу снизилась на 5,8% (составила 2,5 тыс. руб. за кв.м в месяц), а в классе микрорайонных ТЦ опустилась до 14% (1,3 тыс. руб. за кв.м). Общий объем торговых площадей в Екатеринбурге превышает 1 млн кв.м.

Как пояснил «Ъ-Урал» аналитик УПН Гурам Тухашвили, объем строительства торговой недвижимости снизился из-за отсутствия средств у большинства компаний, а после ввода пятой очереди ТРЦ «Гринвич» он сократится еще вдвое. При этом возведение анонсировавшихся в последние годы проектов так и не началось, а на части существующих площадок (например, интерьерного центра «Аструм») работы практически полностью остановлены. Господин Тухашвили считает, что ситуацию осложняет отсутствие арендаторов: при сдаче объекты заняты менее чем на половину, и требуется около двух лет, чтобы наполнить вакантные площади. «Последние два-три года закрываются иностранные компании, поэтому вся надежда только на федеральных и региональных арендаторов. В этой ситуации хорошо чувствуют себя продуктовые дискаунтеры», — добавил он.

С ним согласен директор консалтинговой компании «Урал-Гермес» Александр Засухин. Он отмечает, что рынок ТЦ Екатеринбурга достиг стадии первого насыщения — общая обеспеченность горожан торговыми площадями около 500 кв. м на 1 тыс. жителей (первое место среди российских городов-миллионников). «Конкуренция на рынке повысилась, поэтому при сохранении существующей экономической ситуации в стране будут развиваться качественные и оригинальные характеристики самих ТЦ и отдельные сегменты рынка торговых центров. Например, районные и микрорайонные ТЦ и ТЦ дискаунтного типа. Это будут небольшие по площади центры, о крупных ТЦ в кризис можно забыть», — рассказал эксперт.

Участники рынка не считают, что рынок перенасыщен. «Общий доход населения снизился и вместе с ним снизился покупательский трафик, но качественные площадки по-прежнему рентабельны», — отметил директор ТРЦ «Гринвич» Дмитрий Сарапульцев (запустит пятую очередь «Гринвича» площадью 69 тыс. кв.м в конце недели). «Пустых ТЦ в городе нет. Проблема наполненности некоторых центров связана с неправильным управлением объектом и его концепцией, а не отсутствием арендаторов. Сейчас 30% прироста посещаемости идет в сфере развлечений, фудкортов и кинотеатров», — сообщил гендиректор управляющей компании «R.management» Алексей Мальцев. С ним согласен президент «Watcom» Роман Скороходов, который заявляет, что торговым центрам нужно «быть на связи» с потребителем и уделять внимание комфорту посетителей ТЦ — создавать рекреационные зоны, уделять особое внимание фудкортам, чтобы продлить время пребывания человека в ТЦ. «В целом, в Екатеринбурге Shopping Index во втором полугодии 2016 года вырос на 1,6% по сравнению с первым полугодием, что говорит о востребованности торговых центров среди населения», — подытожил он.

Ольга Кураева

Назад >