Россия

Moscow GLA 20-40 -2% 30 2017 к 29 2017

St. Petersburg GLA 40-80 +6% 30 2017 к 29 2017

Молл: Холодное лето семнадцатого

Все новости > Молл: Холодное лето семнадцатого
07.08.2017СМИ
Как погода повлияла на сезонный спрос и трафик в торговых центрах
Холодное лето семнадцатого

Два прохладных месяца увеличили традиционно не самую высокую в летний сезон посещаемость торговых центров, но ростом продаж могут похвастаться далеко не все. наш журнал выяснил, кто выиграл, а кто проиграл от погодных аномалий.

С началом лета плотность потока в торговых центрах традиционно падает, но 2017 г. был нетипичным: в Москве, Санкт-Петербурге и на Урале показатель Shopping Index вырос, рассказал «Моллу» президент компании Watcom group Роман Скороходов. Watcom group рассчитывает показатель Shopping Index еженедельно на основе анализа плотности потока на 1000 кв. м арендопригодной площади качественных торговых центров. По сравнению с концом мая, к началу июня плотность потока выросла на 2–10% в зависимости от региона. Из-за аномальных холодов и урагана люди предпочли проводить время в торговых центрах, объясняет Скороходов. Причём, следует из данных Watcom group, в торгово-развлекательных комплексах Петербурга и Урала зафиксирован также рост год к году: 2–3% и 5% соответственно.

КАК ПОГОДА ПОВЛИЯЛА НА СЕЗОННЫЙ СПРОС И ТРАФИК В ТОРГОВЫХ ЦЕНТРАХ

КАК ПОГОДА ПОВЛИЯЛА НА СЕЗОННЫЙ СПРОС И ТРАФИК В ТОРГОВЫХ ЦЕНТРАХ

КАК ПОГОДА ПОВЛИЯЛА НА СЕЗОННЫЙ СПРОС И ТРАФИК В ТОРГОВЫХ ЦЕНТРАХ

ЛЕТО НА РУКУ

Трафик торговых комплексов Fortgroup (моллы «Европолис», «Лондон Молл», «Сити Молл» и др. ) растёт с начала мая, в июне он увеличился в среднем на 5%, в некоторых объектах рост достигал 15%, рассказывает Дарья Сизых, заместитель коммерческого директора Fortgroup. В начале июля рост посещаемости продолжился.

Посещаемость торгово-развлекательного центра «Жемчужная Плаза» в мае 2017 г. выросла на 10% по сравнению с маем 2016 г., говорит Людмила Рева, директор отдела аренды SRV в России (управляет центром). Растёт она и в ТРЦ «Охта Молл» — в том числе за счёт развития проекта и маркетинговой активности.

Летом погодные условия играют важную роль: в жару, как правило, трафик падает, рассказывает Сизых. Поэтому в июне 2017 г. на увеличение трафика главным образом повлияла холодная и дождливая погода. Причём выросло не только число посетителей, но и время, проведённое ими в торговых комплексах.

Погода повлияла и на предпочтения покупателей обуви. Из-за того, что в европейскую часть России лето пришло с запозданием, более востребованными оказались закрытые туфли и туфли с перфорацией, а открытые босоножки и сандалии — менее популярны, рассказывает представитель компании «Обувь России». Но как только погода улучшается, спрос смещается в сторону открытой обуви. Обратная ситуация в Сибири: там лето наступило практически вовремя, и погода достаточно жаркая, продолжает она.

Отложенный спрос

Рекордсменом в Shopping Index 2017 оказался Волгоград. С начала 26-й недели этот показатель в городе вырос почти на 7%, с начала года — на 4%, свидетельствуют данные Watcom group. Для сравнения: в Москве c начала 2017 года Shopping Index отстаёт от показателей 2016 года на 7–10%. В Волгограде в качестве основного фактора роста эксперты указывают отложенный спрос. «На 26-й неделе некоторые арендаторы в сегменте „одежда“ показали беспрецедентную динамику роста товарооборота более чем на 20%»,— цитирует Watcom group Надежду Васильеву, гендиректора торгового центра «Ворошиловский».

НЕ ПОПАЛИ В СЕЗОН

Впрочем, рост посещаемости не всегда означает рост продаж, особенно если речь о сезонных товарах. Так, холодная погода не могла не отразиться негативно на продажах летней одежды и обуви, говорит сотрудник одного из продавцов детской одежды. Ещё один важный фактор, по его словам,— снижение доходов потребителей.

Для ювелирных магазинов UNOde50 хорошая погода равно хорошие продажи, говорит Людмила Семушина, руководитель пресс-службы Inventive Retail Group. Большинство покупок эмоциональные, надеваются лёгкие платья, открываются руки — это всё способствует росту продаж браслетов и колье, объясняет она. «Поэтому, конечно же, холодное лето оставило свой отпечаток,— говорит Семушина.— В мае не было традиционного роста продаж. В первую очередь, в Москве. Как ни странно, Санкт-Петербург, наоборот, порадовал лучшей погодой (что в целом большая редкость для региона), и в результате продажи в северной столице показали положительный like-for-like (lfl, продажи в сопоставимых магазинах.— прим. „Молл“) — +16%. Но в июне и июле ситуация выправилась — возможно, люди решили, что лето есть какое оно есть, и вернулись в магазины. Так что в целом UNOde50 показывает прирост год к году в продажах».

В магазинах Street Beat холодное лето отрицательно сказалось на продажах кед, говорит Семушина. На кроссовки погодные условия никак не повлияли, а вот для кед основным условием продаж всегда было тёплое и солнечное лето, объясняет она, поэтому на плановые показатели продаж по кедам сеть не вышла.

МЕНЬШЕ ЕСТЬ — БОЛЬШЕ ОТДЫХАТЬ

Погодные колебания сказались и на продуктовых ритейлерах. Наиболее значительный вклад внесли категории «Овощи/фрукты» и «Соки/воды», рассказывает представитель «Азбуки вкуса» (бренды «Азбука вкуса» и «АВ daily») Андрей Голубков. Неблагоприятные погодные условия означают низкий урожай ранних овощей и фруктов, а холодная погода — снижение потребления прохладительных напитков. Если в предыдущем году наблюдался сезонный рост встречаемости овощей и фруктов в июле, то в 2017 г.— несезонное снижение количества чеков и сокращение встречаемости по данной категории, сравнивает Голубков.

Ниже сезонного тренда динамика по категориям «Бакалея», «Рыбная гастрономия», «Кондитерские изделия», «Кулинария», «Мясная гастрономия», «Торты, пирожные», «Полуфабрикаты», «Хлебобулочные изделия» — все они относятся к оборотообразующим. Погодные условия не только влияют на частоту посещения и покупку сезонного товара, но и на наполнение чека, объясняет Голубков: «Можно сделать предположение, что покупатели с высоким доходом увеличили время своего отпуска, отправили семью (с детьми) отдыхать. Эту теорию также подтверждает отрицательный годовой прирост по категории „Товары для детей“».

КАК ПОГОДА ПОВЛИЯЛА НА СЕЗОННЫЙ СПРОС И ТРАФИК В ТОРГОВЫХ ЦЕНТРАХ

НАДЕЖДА НА СТАБИЛЬНОСТЬ

По сравнению с прошлым годом 2017-й станет для торговых комплексов Петербурга периодом стабилизации трафика, считает Сизых. Прирост может составить несколько процентов, прогнозирует она.

У российских обувных сетей основной объём продаж приходится на демисезонную и зимнюю обувь, говорит представитель компании «Обувь России». «Что касается летней обуви, то продажи на хорошем уровне, каких-то новых тенденций, которые отличали бы текущий год от предыдущих, мы не наблюдаем,— говорит она.— У нашей компании широкая география сбыта, поэтому некоторое падение спроса на сезонные товары в европейской части мы компенсируем за счёт продаж в других регионах, где лето вовремя наступило и сезонная обувь пользуется популярностью».

Комары не кусаются, деревья не цветут

В 2017 г. аптеки недополучили 6,5% выручки от продажи репеллентов (различных аэрозолей, кремов, гелей, браслетов, салфеток, спиралей и проч. ) относительно аналогичного периода прошлого года, подсчитали аналитики консалтинговой компании DSM Group. Это может быть связано с установившейся холодной погодой во многих регионах страны. «Начало тёплого сезона 2017 г. было омрачено проливными дождями и температурами, которые держались на уровне ниже нормы»,— приведены в сообщении компании слова её гендиректора Сергея Шуляка. С 13 по 26 неделю года, по подсчётам DSM Group, продано 610 000 упаковок репеллентных средств на сумму более 107 млн руб.
Пострадал и сегмент антигистаминных средств, которые применяются при аллергии. Пик продаж таких препаратов традиционно приходится на май-июнь, но в 2017 г. максимум был в марте (1,4 млн упаковок), сообщала DSM Group. В этот период аллергики стараются подготовиться к сезону цветения, объясняют аналитики компании. Но в дальнейшем продажи снизились, возможно, из-за природных аномалий — дождей и даже снега, говорит Шуляк. За первые 27 недель года в аптеках продано 30,6 млн упаковок антигистаминных препаратов на 5,8 млрд руб. В натуральном выражении это на 5% больше, чем за аналогичный период 2016 г., а деньгах — меньше на 2%.
Назад >