Данные о посещаемости становятся особенно актуальными в период повышения требований к увеличению прибыльности работы розничных магазинов.

Однако, в ритейле до сих пор существует миф о том, что достаточно управлять динамикой посещаемости, а точность данных о посещаемости не так важна. Все ещё встречаются розничные сети, для которых погрешность работы системы подсчёта посетителей допустима в пределах 10-15%. Но на самом деле, точность данных напрямую влияет на продажи розничной сети.

Точные данные о посещаемости, получаемые с помощью систем подсчёта посетителей, установленных в магазинах, позволяют корректно внедрить новую систему мотивации продавцов-консультантов и управляющих магазинов, а также оптимизировать время работы персонала торговых точек с учётом интенсивности потоков посетителей.

В каких случаях существует риск получить некачественные данные о посещаемости?

На основании нашей практики, мы можем выделить шесть ключевых ситуаций, при которых данные о посещаемости искажаются:

  1. Когда в магазине используются дешёвые счётчики посещаемости, у которых стабильность работы находится под сомнением. Речь идет о беспроводных горизонтальных инфракрасных счётчиках, принцип работы которых основывается на прерываниях ИК-луча. Для их установки не требуется протяжка кабеля; данные, как правило, визуализируются на самом счетчике, либо передаются по wi-fi в локальную сеть клиента. Из-за того, что счётчик питается от батареи, в момент, когда она начинает разряжаться, стабильность работы оборудования уменьшается. Поэтому данные о трафике посетителей начинают непредсказуемо искажаться.

  2. Когда в магазине установлены счётчики на базе обычных видеокамер или кинект-технологии (time of flight), на точность подсчёта которых влияет солнечная засветка, тени и блики. Эти камеры способны принимать за посетителей солнечные лучи, или же, наоборот, перестать считать реальных посетителей в момент изменения светового фона в помещении.

  3. Когда в магазине используются термокамеры подсчёта. Принцип работы таких камер основан на фиксации изменения температурного фона. Из-за этого они могут некорректно вести подсчёт на входе с улицы в помещение, и большинство зашедших с холодным потоком воздуха посетителей не воспринимается термокамерой. В условиях российских климатических реалий и длинной зимы это является значительным фактором.

  4. Когда на этапе установки профессиональной системы подсчёта посетителей подобрано неправильное техническое решение. К примеру, нельзя устанавливать ИК горизонтальные счётчики посетителей на входных группах шире 1,2 метра, где одновременно может пройти более одного человека. Не стоит устанавливать 2D видеосчётчики в магазинах с плотным трафиком посетителей, так как эта камера может одновременно отслеживать лишь шестнадцать объектов.

  5. В случае использования датчиков посетителей, которые не предусматривают алгоритмов, позволяющих исключить из подсчета детей (неплатежеспособный трафик), людей, которые вошли, но не прошли в торговый зал (нецелевой трафик), а также охранников или персонал, часто попадающий в поле зрения счётчиков.

  6. Когда сотрудники пытаются обмануть систему подсчёта посетителей: выключают блок питания, перекрывают лучи или «глаза» камеры и прочее. Это позволяет искусственно уменьшить показатель посещаемости магазина, что автоматически увеличивает конверсию и бонус персонала за продажи.

Почему точность данных о посещаемости имеет значение?

Если данные о посещаемости внедрены в систему мотивации, то это напрямую влияет на размер фонда оплаты труда. Например, коэффициент конверсии составляет 35% от зарплаты персонала. Погрешность работы системы подсчёта посетителей более 10%, что увеличивает или уменьшает ФОТ. Умножая это на 200-300 магазинов, получается достаточно существенная для бизнеса сумма. Также из-за некорректной работы счетчиков посетителей будет возникать недовольство персонала, что может повлиять на увеличение затрат на увольнение, обучение и поиск новых сотрудников.

Большинство управленческих решений, принимаемых командами маркетинга, развития, HR и топ-менеджментом опираются, в том числе, на данные о посещаемости. Некорректные показатели приводят к принятию ошибочных решений в части определения времени и дат маркетинговых мероприятий, открытия и закрытия торговых точек, планирования графика работы персонала и т д.

Наша практика показывает, что срок окупаемости профессиональной системы подсчёта составляет 6 месяцев за счет обоснованного уменьшения постоянных расходов на зарплату, мотивации персонала на продажу, своевременном планировании проведения маркетинговых активностей.

В период повсеместной экономии и сокращения бюджетов, у бизнеса высок соблазн купить дешевые счетчики потока посетителей или пренебречь технологиями установки оборудования. Но опыт и результаты многих торговых сетей демонстрируют недальновидность подобных решений.